Прибыльных автоперевозчиков становится все меньше

30июн 2015
В 2015 году автоперевозки грузов в России снизились на 40%, сообщили в Международном союзе автомобильного транспорта.

Количество прибыльных транспортных компаний продолжает сокращаться, а число убыточных предприятий растет, зафиксировали в Росстате. По итогам первых двух месяцев 2015 года сальдо прибылей и убытков автомобильного транспорта в РФ оказалось отрицательным - 7,3 млрд руб.

Автоперевозчики, желая выжить, снижают тарифы. По оценкам экспертов, их падение в конце весны достигло по некоторым направлениям до 50%. Правда, такой откат наблюдается после некоторого повышения цен, которое было зафиксировано в начале весны. Оно оценивалось примерно в 25%. Примерно на столько же выросли ставки во II полугодии 2014 года. Так что теперь откат возвращает расценки на прошлогодний уровень.
Спрос на услуги петербургских грузоперевозчиков в первые месяцы 2015 года сократился более чем вдвое, достигнув минимума за последние 5 лет. В частности, за март, по данным «Петростата», крупные и средние компании перевезли всего 129 тыс. т грузов. Проблемы в транспортном секторе грозят проблемами лизинговым компаниям, многие из которых уже сфокусировались на работе с проблемной и просроченной задолженностью.
Причины катастрофического падения рынка - запрет на импорт продовольствия из ЕС и США, а также ограничение на ввоз в РФ промтоваров. Однако самое неприятное, что практика предоставления отсрочек клиентам приводит к тому, что часть оплаты за перевезенные грузы транспортники не получают. А требовать предоплату не получается: сейчас почти все заказчики требуют отсрочки платежа.
По мнению российских игроков, есть другие факторы, которые усугубляют положение владельцев грузовиков. В частности, международные автоперевозки тормозит российская таможня, считает начальник департамента транспортной логистики компании «Трансбизнес» Олег Генин. Проблема в том, что автомобиль могут в любой момент подвергнуть досмотру и надолго затянуть процедуры на границе. В этой ситуации то, по каким правилам грузовик перемещается по российской территории, становится уже не самым главным.
Как считает О. Генин, это общая беда для всех автоперевозчиков - как российских, так и иностранных. Причем сейчас она ощущается особенно остро: санкции против РФ, введенные США и странами ЕС, как и ответные меры России на них, привели к резкому сокращению импорта. В целом грузовая база на международных направлениях сократилась.
Конкуренция заставляет всех пользоваться уловками и нарушать существующие правила. Те, кто ее не выдерживают - вынуждены уйти с обслуживания европейских маршрутов и переключиться на внутренние линии.
Это и объясняет, почему владельцы фур вынуждены или демпинговать, сохраняя цены на уровне 2008 года, или выставлять часть подвижного состава на продажу. В первую очередь распродают фуры, взятые по лизинговым программам. Однако сейчас машины по рыночной цене не покупают. Оба пути ведут к разорению отечественных компаний.
В феврале 2015 года прекратили свое существование уже порядка 10 российских компаний, недавно за счет лизинга обновивших свой парк, чтобы соответствовать международным требованиям.
Этот процесс, как предсказывали эксперты, не мог остановиться в весной. И сейчас список закрывшихся компаний значительно расширился. Поэтому на европейских маршрутах увеличилась доля зарубежных перевозчиков, у которых сейчас имеется больше ресурсов для того, чтобы пережить кризис.
Ситуацию многие эксперты оценивают как тяжелую. Если часть компаний вынуждена закрываться, то это не значит, что фуры в РФ будут поставлены на прикол. Они будут использоваться на внутреннем рынке по другим схемам. В частности, станет меньше фирм, которые имеют свои стоянки и ремонтные боксы. Появится больше машин, водители которых одновременно являются и их владельцами, и экспедиторами.
Сложившаяся ситуация уводит рынок в тень.
Это также ухудшает статистику. Ведь в нее не попадают данные о «частном» извозе - учитывают только перевозки лицензированных автопредприятий. Именно на них и ложится основное бремя убытков. По данным, полученным из крупного логистического центра на Северо-Западе,
суммарные расходы легальных автоперевозчиков сегодня выросли почти вчетверо.
В эти суммы входит обслуживание лизинга, оплата всех сборов и налогов, затраты содержание инфраструктуры, а также покупка топлива.
Данная ситуация негативно отразилась на логистике: грузовладельцам становится сложнее выстраивать качественные сервисы, если на рынке сокращается список партнеров, способных стабильно и точно в срок выполнять автоперевозки.

Смотрите также:

16.06.2015 История грузоперевозок
Публикация рассказывает историю грузоперевозок с древнейших времен.
16.06.2015 Трассу «Россия» ждут перемены
Федеральная дорога М-10 «Россия» - одна из главных транспортных артерий страны. Появившись более 250 лет назад, она связала две наших столицы.
19.12.2015 "Платон" последние новости о забастовке дальнобойщиков 2015
Дальнобойщики продолжают скандировать на улицах Москвы лозунги "Нет Платону"
×
Груз 31